Мне заменит хриплый клекот то, что раньше было словом. Мне ответит грозный рокот всех вулканов на суровом, непонятном раньше для меня языке подземного огня…
«Ворон», Мельница
Тень Ворона
В былые времена жило племя и правил им мудрый и справедливый вождь
Теноч. Говорят, что был он честен и сострадателен и никогда не оставался
равнодушным к бедам своего народа. И так крепка была любовь и преданность людей
к своему царю, что ежедневно каждый из его поданных по безмолвному уговору
обращал молитву к богам и просил небесных царей продлить жизнь их повелителю,
ибо никто не хотел, чтобы мудрый и добрый их вождь старился и умирал. Вот как
велика была любовь тех людей!
Правление Теноча продолжалось долго, и срок его длился без малого
сотню лет, однако, заслуги богов в том не было - ведь мудрый правитель
по-прежнему старел. Все чаще Теноч чувствовал приближающуюся смерть и слабел
год от года – один только ум его оставался ясным, как в лета юности.
Многие видят в том чудесный дар богов, однако, если и было в столь
долгой жизни чудо, то принадлежало оно не божьим рукам, а рукам человеческим:
ведь порой людская любовь бывает так сильна, что может творить настоящее
волшебство.
На сто одиннадцатый год Теноч ослабел настолько, что не мог уже
подниматься со своего трона, и люди в отчаянной надежде молили богов о милости,
прося их продлить жизнь любимого царя хотя бы на год.
И случилось так, что молитва эта была услышана, однако, ответил на нее
совсем не тот, кого ожидали люди. В один из дней прилетел из поднебесного царства
хитрый ворон и обратился к Теночу:
- Так ли хорош ты, о царь, как говорят о тебе твои подданные?..
- Я всегда был честен со своим народом, - ответил Теноч, - И никогда
не оставлял их в беде.
- Что ж, посмотрим правда это – или нет, - насмешливо каркнул ворон и
улетел.
И с того дня на землях Теноча началась страшная засуха и мор, и погиб
весь урожай и не осталось в лесах его зверья, а в реках – рыбы. Казалось, сам
воздух той земли пропитался заразой, которая заставляла здоровых людей
задыхаться в кашле, а больных – медленно гнить изнутри. И понял тогда Теноч,
что прежде благостное его царство проклято, и нет у него иного выбора, кроме
как увести свой народ из зараженных земель.
Тогда старый Теноч взобрался на королевскую колесницу и повел всех,
кто еще способен был переставлять ноги, прочь из проклятого царства. Семь дней
и семь ночей шли они, минуя разоренные пашни и вымершие селения, оставляя в
курганах и на обочинах дорог товарищей, умерших в пути. Мучимые голодом и
жаждой продолжали они шагать, и старый Теноч ехал на колеснице впереди них. На
восьмой день пали кони, запряженные в его колесницу, и оголодавшие люди
разделили туши павших лошадей.
Но едва ли хватило этого остаткам (хоть и сильно поредевшим) народа
Теноча. Вкус падали только раззадорил их голод и, видя, что меж его людей
начинаются ссоры, Теноч вновь отправился в дорогу, своим мужеством и упорством
воодушевляя отстающих.
В жаркий полдень и в лунную ночь чудилась Теночу тень ворона на
истощенный земле и, видя в том знак, он вел своих людей туда, куда направляла
его птица. И вскоре набрели они на останки существа, павшего в жестокой битве.
Видом своим напоминало оно хищного ягуара, однако, могучий облик существа
говорил о том, что при жизни было оно небожителем или служителем богов.
Надо сказать, что в поднебесном царстве в то время шла очередная
война: так уж повелось в пантеоне богов - что ни день, то новые свары и
междоусобицы. Боги сражались друг с другом, с героями земли и с великанами гор
– всюду они искали поединщиков, если не ради славы, так ради забавы. Повсюду находились
следы яростных схваток небожителей: на такое-то место и набрел Теноч и его люди.
Там и тут земля степи была расколота ударами гигантских копыт и взрыта острыми
когтями, лежали сломанные деревья и вывороченные камни, кровь собралась в озера
такие глубокие, что и буйвол ушел бы на дно по самые рога. Но страшнее всего
был поверженный ягуар: жестоко растоптана была его хищная, оскаленная в
смертном оскале голова, а огромная, как утес, грудь, растерзана ударами могучих
рогов.
Сомнения овладели людьми: можно ли прикасаться к мертвому зверю? Мужчины
уверяли, что мясо ягуара, пусть и мертвого, не иначе, как дар богов – и послана
эта гигантская туша им для того, чтобы досыта накормить каждого. Женщины же, возглавляемые
мудрой Тлакотль, жрицей Богини-Матери, твердили, что отведав мяса небожителя,
они совершат сразу два страшных злодеяния – оскорбят небесных покровителей и
осквернят тело разумного.
Так и не решив меж собой, как поступить с находкой, люди обратились к
своему правителю, чтобы он разрешил их спор. Подумав, Теноч дал согласие на то,
чтобы разделить гигантскую тушу меж собой. Ибо хоть и греховно было вкушать от
плоти разумного существа, подобно падальщикам, были они слишком слабы и
измотаны, чтобы отказываться от пищи.
И вскоре мужчины с Теночем во главе вкусили от плоти ягуара и
почувствовали, как силы их быстро прибавляются. Теноч же, отведавший сердце зверя,
в одну ночь помолодел на десять лет. Женщины в ту ночь не прикоснулись к мясу,
смиренно молясь Великой Матери и прося у нее прощения за ужасный грех своих
мужей.
На следующее утро скитальцы вновь отправились в путь, и мужчины шагали
впереди, позабыв о женах, которые, изголодавшие и вымотанные, плелись сзади. «В
том не наша вина, - рассуждали мужчины, - что женщины отказались от пищи. Были
бы они чуть умнее – ели бы с нами и сейчас были бы так же сильны и веселы, как
мы!»
Но радость их оказалась скоротечной: мясо ягуара ненадолго насытило
людей, и к вечеру мужчины опять были голодны – еще сильнее, чем раньше. Стали они
жаловаться Теночу и требовать пищи: «Ты наш царь и должен заботиться о нас! В
прошлый раз ты нашел способ нас накормить – найди его и сейчас!» Ничего не
оставалось Теночу, кроме как подчиниться желанию своих подданных, и вновь
искать знака от ворона-божества, ибо именно его тень в прошлый раз привела их к
поверженному зверю. Кроме того, Теноч и сам чувствовал ужасный, разрывающий его
изнутри голод, какого прежде никогда не испытывал.
И вот на утро увидели они вдалеке кружащего высоко в небе ворона и поспешили
к тому месту, которое он приметил. Там на берегу могучей, простирающейся до
горизонта реки, лежал еще один поверженный зверь. Телом был он схож с
крокодилом, огромным, словно павший вековой дуб, и поэтому никто не усомнился,
что перед ними – мертвый небожитель. Как и в первый раз, земля вокруг носила
страшные следы битвы, а само тело хищника было исколото рогами и истоптано
копытами.
Вновь мужчины радовались
находке, ибо мяса крокодила было довольно, чтобы удалить их голод. А женщины,
как и прежде, пытались уговорить своих мужей не трогать тела зверя и не
оскорблять его покровителей-богов. Прося разрешить их спор, люди обратились к
Теночу, и на этот раз царь не сомневался долго: разрешил разделить тушу
крокодила, и сам принял в этом участие, ибо голод его к тому моменту стал
невыносим.
И вновь мясо зверя придало мужчинам сил, а Теноч, вкусивший сердце
зверя, помолодел на двадцать лет. Однако, и эта трапеза не насытила их надолго
– через день мужчины вновь были голодны, да так, что в ярости едва не бросались
друг на друга. И Теноч, чей голод был сильнее остальных, снова принялся искать
помощи ворона.
К вечеру хитрая птица и вправду вернулась, указав измученным странникам
на новый след. Последовав за вороном, к утру набрели они на очередного павшего
зверя. То, что издали приняли люди за могучий утес, оказалось поверженным быком
– служителем самого Солнца. Рога быка сияли золотом и были увенчаны золотой
короной, в которой в былые времена могучий зверь поднимал диск солнца на
небосвод. Тело зверя был изранено когтями и зубами, и сейчас, истекая кровью,
небожитель доживал свои последние часы. И поняли люди, что именно этот бык
одержал верх над ягуаром и крокодилом, но и сам был смертельно ранен в бою.
Завидев приближающихся людей и догадавшись об их намерениях, умирающий
бык взмолился:
- Не убивай меня, Теноч! Дай дожить до полудня, когда Солнце, мой
повелитель, поднимется высоко в небо! Тогда отец заберет меня в свои небесные
чертоги, где стану я, как и прежде, носить его трон на своих золотых рогах.
Теноч застыл в нерешительности: два раза вкусил он от плоти
небожителей, и более всего на свете хотел бы отведать крови и мяса
божественного зверя в третий раз. Однако, зверь тот был еще жив и к тому же
молил о помощи.
И тогда заговорила мудрая Тлакотль:
- О, Теноч! Одумайся! Не навлеки на себя гнев богов! Послушай слов
золоторогого тельца, отпусти его обратно в чертоги покровителя-Солнца! Быть
может, этот зверь пред лицом своего повелителя замолвит слово за наш народ, и
тогда боги простят нас и снимут проклятие с нашей земли.
Но лицо Теноча потемнело: слова прекрасной жрицы разгневали его:
- Хоть раз боги были добры к нам?.. Нет! Всю жизнь мы приносили им
жертвы и воздавали почести, но они были глухи к нашим молитвам! Хоть раз бог
явился к нам сам, чтобы поблагодарить за дары?.. Один лишь ворон, гнусный
обманщик, заботится о нас! Так зачем же мне щадить этого тельца теперь? Ради
милости Солнца, которое, быть может, после всего даже не соблаговолит взглянуть
на нас?.. Нет уж, не собираюсь я ждать милости от божеств – уж лучше я сам
позабочусь о своих людях. Ешьте, дети мои, и набирайтесь сил!..
С этими словами Теноч вонзил копье в глаз золоторогого тельца и первым
вкусил его крови. И так вкусна, так долгожданна была эта пища, что Теноч и
другие мужчины мгновенно захмелели, словно от вина. Наевшись до отвала, они
уснули.
Вечером же, проснувшись, Теноч обнаружил, что женщины пропали – все до
единой ушли они, ведомые Тлакотль, искать защиты в храме Великой Матери и
вымаливать у нее прощения за содеянное мужьями святотатство. Впрочем,
печалиться об этом у мужчин не было времени - настолько возбуждены они были от
ощущения собственной силы! Каждый из них, насытившись мясом тельца, окреп и
помолодел, обретя невиданную силу, подвластную дотоле только небожителям. А
Теноч же, отведавший бычьего сердца, стал молод лицом и крепок телом, словно
двадцатилетний юноша.
Обрадовавшись этому, решили мужчины продолжить свой путь, следуя за
своим царем - и за вороном.
Однако на утро, когда взошло светило, решимость их поугасла: видно,
Солнце и вправду прознало о том, что совершил Теноч, и теперь жестоко мстило
ему и его людям. Нещадно пекло оно, заставляя людей искать укрытия под ветвями
деревьев. В первые дни мужчины так и поступали: пережидали часы полуденной жары
в лесу, а ночью продолжали свой путь. Но очень скоро лес впереди них поредел,
уступая место безводной пустыне. Ничего не оставалось Теночу, кроме как идти
вперед, под лучами безжалостного светила: туда, куда вела его тень ворона.
Долго шагали они, мучимые жаждой и жарой днем, холодом и голодом –
ночью, и не было конца пустыне, и не встречалось им на пути ни животного, что
могло бы насытить их, ни колодца, из которого путники смогли бы напиться. Один
за другим верные подданные Теноча падали и оставались на песке, в предсмертной
молитве шепча его имя, ибо каждый из них и в смерти остался верен своему
повелителю.
И вот Теноч остался один: все его люди умерли от жары и жажды, и
отныне лишь жестокое Солнце да безмолвная тень ворона на песке сопровождали
царя в его путешествии.
Долго шагал
Теноч, и однажды ночью ворон встретил его, дожидаясь на гребне одного из
барханов.
- Давненько
мы не виделись, славный царь, - проговорила хитрая птица, - Но где же твои подданные?
Неужто ты солгал мне, Теноч, когда сказал, что никогда не оставлял свой
народ?..
- Я сказал
тебе правду, ворон, - отвечал Теноч, - Я не предавал своих людей.
- Так ли
это?.. Тогда, почему мужи твои мертвы? Почему жены в страхе покинули тебя?
Почему ты здесь в одиночестве, а не со своим народом?..
- В том
виновато твоем проклятие, ворон. Твоя злая воля прогнала нас с насиженных
земель и заставила скитаться по свету. Ты один повинен в гибели моих людей.
Ворон
расхохотался:
- Ты верно
сказал, Теноч, однако не один я тому причина! Ибо сами боги разгневались на
тебя, за то, что в гордыне своей почитал себя превыше их воли. За то, что люди
чтили тебя больше, чем самих богов. Однако, срок твоего проклятия истекает и
сегодня я отпускаю тебя. Иди домой и правь землей своей, как правил прежде.
- Не много
чести править пустым королевством, - проговорил Теноч, - Твое прощение мне не
нужно, ворон. Хочу я лишь одного: убить тебя и насытиться твоей кровью.
И, не успел
ворон опомниться, как Теноч пронзил его своим копьем, и выпил его кровь, и съел
мясо и кости его – все до единой. К вечеру же стал Теноч сам подобен ворону, и
смог лететь над землей и слышать голоса небожителей. Отныне стал он зваться
Корвусом-вороном и стал он царствовать во тьме и над полями битв вместо убитого
им бога.
Первым делом
полетел он обратно в свое королевство, чтобы проверить слова, сказанные
вороном. И вправду: земли его были вновь зелены и чисты, в лесах плодилось
зверье, а в реках – рыба, и лишь людской город был пуст, ожидая, когда
скитальцы вернуться обратно в свои дома. Тогда Корвус решил отправиться в храм
Богини Матери и рассказать женщинам, что город их вновь свободен от скверны, и
убедить их вернуться.
Так он и
поступил.
Но когда
прилетел Корвус к храму, желая сообщить женщинам радостную весть, он обнаружил,
что женщины отнюдь не так несчастны в изгнании, как он себе представлял! Жили
они подобно жрицам при храме богини, окруженные заботой и почетом, а верховная
жрица Тлакотль в награду за верность и мудрость была призвана Матерью в ряды
своих приближенных. Кроме того, внимания прекрасной Тлакотль добивался Оллин,
вспыльчивый бог раздора, обещавшийся взять деву в жены.
Корвус
предстал перед троном Матери и попросил богиню отпустить женщин обратно в свои
дома. Мать ответила:
- Я не держу
своих дочерей: коли они захотят следовать за тобой – пусть так и будет.
Тлакотль же
произнесла:
- От лица
моих сестер, я говорю тебе, проклятый царь: мы отказались идти за тобой, когда
ты был Теночем, не пойдем и теперь, когда зовешься Корвусом. Нечего делать нам
на родных землях, когда мужья наши сгинули: уж лучше останемся здесь, смиренно
молить богов о прощении. Уходи, Корвус, и больше не оскверняй храм Матери своим
черным одеянием!
Корвус ушел,
затаив обиду, и вскоре измыслил он хитрый план, чтобы отомстить Тлакотль. Явился
он к Оллину, возлюбленному Тлакотль, и рассказал ему о том, как один из богов
насмехался над ним. Конечно же, было то выдумкой, однако, вспыльчивый Оллин
сразу поверил словам Корвуса и вызвал обидчика на поединок. Оба божества пали в
бою (не без помощи ворона), а хитрый Корвус, отведав мяса павших богов, принял
обличие Оллина и явился к Тлакотль.
Соблазнив
высокомерную жрицу, он овладел ею, и ушел прежде, чем утренние лучи солнца
изобличили его обман. Тлакотль же осталась в неведении, и благоговейно вынашивала
ребенка, считая, что носит во чреве дитя божества - Оллина.
Однако, едва
появились на свет трое близнецов, все встало на свои места. Никто бы не
усомнился в том, что принадлежат те дети отнюдь не Оллину, а проклятому
Корвусу. Были дети телом и повадками схожи со зверьми: быком, ягуаром и
крокодилом, и названы были в их честь – Таурус, Онза и Кайман. Несчастная
Тлакотль, напуганная видом своих отпрысков, бежала прочь, и сгинула, не
выдержав позора.
Трое же
отпрысков Корвуса были взращены при храме Матери, и после дали начало
собственным семьям. Их дети были наделены великой силой, и пользовались
покровительством как Корвуса, так и самой Богини Матери. Позже род их разросся,
однако, и по сей день каждый из потомков Корвуса носит проклятие Солнца: именно
поэтому сила их слабеет днем и многократно возрастает ночью.
Корвус же так
и остался среди богов, снискав славу хитрого и жестокого божества. В своих
путешествиях ни раз ему приходилось встречаться с Отцом-Волком и даже сражаться
плечом к плечу. Однако, это уже совсем другая история…
Комментарий к
древней легенде. Написан от руки и не имеет подписи.
Немногие
колдуны в наши дни вспоминают о Корвусе, хотя след древнего божества отчетливо
виден и на страницах новой истории.
Ярчайший
пример – Гильдия, политическое объединение колдунов Дома Крови.
При организации
политической структуры Дома было решено создать некое подобие вассалитета: каждая из рас
выбирала своего лидера, который говорил в Совете от имени всей расы. Однако,
стройная система дала трещину, когда выяснилось, что одна из рас – а именно,
колдуны – не имеет ни фактического лидера, ни каких-либо крупных объединений,
ни даже хоть сколько-нибудь уважаемых семей. Одиночки и анархисты по своей
натуре, колдуны не привыкли подчиняться кому-либо, считая, что невысказанного
уважения к Принцу вполне достаточно, чтобы быть принятыми за полноценную
общественную единицу.
Если
выражаться точнее… процентам восьмидесяти от всех колдунов, было просто плевать
на свое общественное положение. Однако, нашлись и те, кто решил не упускать
своего шанса оказаться в Совете и, как следствие – получить власть в Доме.
Именно на этой основе была создана Гильдия: первое «профессиональное»
объединение колдунов.
Стремясь сплотить неуживчивую колдунскую
братию, лидеры Гильдии явно действовали не по доброй воле, а выполняя
«политзаказ». Принцу нужна была видимость объединения и некой общественной
организации – Гильдия дала ему то, что он хотел. Лидеры Гильдии создали
видимость централизованной власти, взамен получив статус официального
объединения со всеми вытекающими отсюда последствиями… однако, мнение глав
Гильдии – это отнюдь не мнение многочисленного, разрозненного общества
колдунов. Богатая на ссоры и междоусобицы история расы колдунов показала, что
детей ворона бесполезно сплачивать в принципе.
Они не способны жить и работать «в команде» - там, где собираются колдуны
количеством больше одного, как правило, неминуемо возникает конфликт.
До сих пор не
ясно, о чем Гильдия думала, учреждая символ для своего сомнительного объединения.Величайшая насмешка нашего века: с герба
Гильдии, членов которых сами колдуны презрительно именуют «прихлебалами
Дворца», глядит Корвус – жестокий бог, поправший власть небожителей,
собственной хитростью и коварством завоевавший себе место в пантеоне божеств.
В тоже время,
культы, поклоняющиеся истинному
ворону, с их
кровавыми жертвоприношениями и каннибалистическими ритуалами, официально
запрещены в Городе. Так же и Кайман, самый жестокий из сыновей Корвуса, ныне
является «персоной нон грата».
Причина как
всегда лежит в истоках древнего мифа. Трое сыновей – три базовых направления в
колдунской магии, дали основу собственным принципиальным культам. В доимперские
времена колдуны нередко отдавали предпочтение одному из сыновей, исходя из собственных
способностей и рода деятельности. Так, например, последователи Тауруса находили
свое место на полях сражений: прямолинейные, яростные, упорные, они не раз
изменяли ход сражения в свою пользу. Сохранились записи о «могущественных
ведунах с бычьими головами (скорее всего, имеются в виду шлемы)», которые
проповедовали собственный воинский кодекс и присоединялись к армиям не ради
материальных благ, а ради удовлетворения собственной жажды крови.
Последователи
Онзы – скрытные, изворотливые, мстительные. Служителей Онзы среди колдунов
всегда было подавляющее большинство, особенно в имперские времена, когда
колдуны вынуждены были скрываться, вести жизнь отшельников, воров, реже
- наемников.
Что касается
Каймана, то его культ основан на трех «столпах» - смерть, боль и переход в
загробный мир. Через страдание, жертвоприношения, некромантские обряды,
последователи Каймана искали путь к возрождению и вечной жизни. Они
существовали всегда – за пределом цивилизованного мира, за границей самой расы,
словно отвергнутые самими своими родичами.
В то время как дети Корвуса были
забыты уже во время расцвета Империи, культ Ворона обрел свою славу во время
Войны. В пучине сражений никто не следил за соблюдением моральных кодексов, и
вороны пировали, поедая сердца павших. Целью культистов было желание пройти
пусть царя Теноча, преобразившись за счет чужой силы. Но колдунов, отмеченных
знаком бога-ворона, во все времена было немного. Их можно назвать исключением.
Пророки, ученые, ведуны, они находили свое место у трона великих правителей.
Поговаривают, что даже в правлении Имперцев скрытно находился один из воронов.
Колдун-ворон - это негласный лидер всей расы, исключительный случай, когда
неуживчивые и вспыльчивые колдуны преклоняются пред чьим-то авторитетом. Со времен
Войны не было ни одного упоминания о колдунах-воронах.
Примечания:
Теноч – имя
означает, вероятно, сочетание слов «камень» и «кактус». Оно указывает на
стойкость и непоколебимость вождя – в равной степени, как и на его
твердолобость.
Тлакотль –
«ивовый прут». Классическое сочетание черт, присущее всем женщинам колдунов.
Гибкие, покладистые, и в тоже время – верные своим решениям, последовательные. Если
верить легенде, то именно это их качество – беспрекословная верность
существующим устоям – помешали женщинам-колдуньям обрести Дар. И поныне магия –
привилегия одних лишь мужчин, девочки в родах колдунов всегда лишены
магического дара.
Таурус, Онза
и Кайман – соответственно, Бык, Ягуар и Крокодил.
Ягуар –
темный дух, противостоящий солнцу. Непредсказуемый, капризный, символ войны и
раздора. Существует легенда, что души сильнейших из колдунов воплощаются в
обличие ягуара: как правило, для мести.
Крокодил –
молчаливый пожиратель, символ перерождения: переход через смерть и страдания к
новой жизни. Крокодил с открытой пастью означает движение против течения,
освобождение от ограничений мира.
Дружба
Корвуса и Отца-Волка – естественно, ни о какой дружбе в человеческом ее
понимании речи не идет. Спутники войны и разрушения, волк и ворон, часто
объединяли свои усилия, чтобы насолить другим богам, либо поучаствовать в
людских междоусобицах. Впрочем, существует множество фольклорных произведений,
где Корвус и Отец-Волк предстают в бытовом, почти комическом изложении – как
скажем, песня о том, как волк и ворон, под личинами смертных явились в обычный
деревенский кабак. Там они случайно подслушали бахвальство деревенского пастуха,
обещавшего стать королем, чтобы понравиться дочке старосты. Благодаря хитрости
божеств, недалекий пастух и вправду смог сесть на трон и даже успешно выиграть
несколько войн, став впоследствии жестоким и глупым тираном.
Богиня Мать –
предстает в легенде, как созерцательная сила. Ткачиха судьбы, она действует
исключительно исходя из своего предвидения будущего. Таким образом, она с
одинаковым усердием могла способствовать и хорошим, и дурным начинаниям. Все ее
поступки обоснованы некими высшими, непонятными смертным, мотивами.