Категории каталога

Рассказы [11]
Рассказы по мотивам мира Цвета Ночи
История [20]
Заметки об истории мира

Форма входа

Друзья сайта

Гость, кликни по баннерам! =) Рейтинг Ролевых Ресурсов TopOnline Волшебный рейтинг игровых сайтов

Статистика

Библиотека мира Цвета Ночи

Главная » Статьи » История

Тень Ворона
Мне заменит хриплый клекот
то, что раньше было словом.
Мне ответит грозный рокот
всех вулканов на суровом,
непонятном раньше для меня
языке подземного огня…

«Ворон», Мельница

Тень Ворона



 

В былые времена жило племя и правил им мудрый и справедливый вождь Теноч. Говорят, что был он честен и сострадателен и никогда не оставался равнодушным к бедам своего народа. И так крепка была любовь и преданность людей к своему царю, что ежедневно каждый из его поданных по безмолвному уговору обращал молитву к богам и просил небесных царей продлить жизнь их повелителю, ибо никто не хотел, чтобы мудрый и добрый их вождь старился и умирал. Вот как велика была любовь тех людей!

Правление Теноча продолжалось долго, и срок его длился без малого сотню лет, однако, заслуги богов в том не было - ведь мудрый правитель по-прежнему старел. Все чаще Теноч чувствовал приближающуюся смерть и слабел год от года – один только ум его оставался ясным, как в лета юности.

Многие видят в том чудесный дар богов, однако, если и было в столь долгой жизни чудо, то принадлежало оно не божьим рукам, а рукам человеческим: ведь порой людская любовь бывает так сильна, что может творить настоящее волшебство.

На сто одиннадцатый год Теноч ослабел настолько, что не мог уже подниматься со своего трона, и люди в отчаянной надежде молили богов о милости, прося их продлить жизнь любимого царя хотя бы на год.

И случилось так, что молитва эта была услышана, однако, ответил на нее совсем не тот, кого ожидали люди. В один из дней прилетел из поднебесного царства хитрый ворон и обратился к Теночу:

- Так ли хорош ты, о царь, как говорят о тебе твои подданные?..

- Я всегда был честен со своим народом, - ответил Теноч, - И никогда не оставлял их в беде.

- Что ж, посмотрим правда это – или нет, - насмешливо каркнул ворон и улетел.

И с того дня на землях Теноча началась страшная засуха и мор, и погиб весь урожай и не осталось в лесах его зверья, а в реках – рыбы. Казалось, сам воздух той земли пропитался заразой, которая заставляла здоровых людей задыхаться в кашле, а больных – медленно гнить изнутри. И понял тогда Теноч, что прежде благостное его царство проклято, и нет у него иного выбора, кроме как увести свой народ из зараженных земель.

Тогда старый Теноч взобрался на королевскую колесницу и повел всех, кто еще способен был переставлять ноги, прочь из проклятого царства. Семь дней и семь ночей шли они, минуя разоренные пашни и вымершие селения, оставляя в курганах и на обочинах дорог товарищей, умерших в пути. Мучимые голодом и жаждой продолжали они шагать, и старый Теноч ехал на колеснице впереди них. На восьмой день пали кони, запряженные в его колесницу, и оголодавшие люди разделили туши павших лошадей.

Но едва ли хватило этого остаткам (хоть и сильно поредевшим) народа Теноча. Вкус падали только раззадорил их голод и, видя, что меж его людей начинаются ссоры, Теноч вновь отправился в дорогу, своим мужеством и упорством воодушевляя отстающих.

В жаркий полдень и в лунную ночь чудилась Теночу тень ворона на истощенный земле и, видя в том знак, он вел своих людей туда, куда направляла его птица. И вскоре набрели они на останки существа, павшего в жестокой битве. Видом своим напоминало оно хищного ягуара, однако, могучий облик существа говорил о том, что при жизни было оно небожителем или служителем богов.

Надо сказать, что в поднебесном царстве в то время шла очередная война: так уж повелось в пантеоне богов - что ни день, то новые свары и междоусобицы. Боги сражались друг с другом, с героями земли и с великанами гор – всюду они искали поединщиков, если не ради славы, так ради забавы. Повсюду находились следы яростных схваток небожителей: на такое-то место и набрел Теноч и его люди. Там и тут земля степи была расколота ударами гигантских копыт и взрыта острыми когтями, лежали сломанные деревья и вывороченные камни, кровь собралась в озера такие глубокие, что и буйвол ушел бы на дно по самые рога. Но страшнее всего был поверженный ягуар: жестоко растоптана была его хищная, оскаленная в смертном оскале голова, а огромная, как утес, грудь, растерзана ударами могучих рогов.

Сомнения овладели людьми: можно ли прикасаться к мертвому зверю? Мужчины уверяли, что мясо ягуара, пусть и мертвого, не иначе, как дар богов – и послана эта гигантская туша им для того, чтобы досыта накормить каждого. Женщины же, возглавляемые мудрой Тлакотль, жрицей Богини-Матери, твердили, что отведав мяса небожителя, они совершат сразу два страшных злодеяния – оскорбят небесных покровителей и осквернят тело разумного.

Так и не решив меж собой, как поступить с находкой, люди обратились к своему правителю, чтобы он разрешил их спор. Подумав, Теноч дал согласие на то, чтобы разделить гигантскую тушу меж собой. Ибо хоть и греховно было вкушать от плоти разумного существа, подобно падальщикам, были они слишком слабы и измотаны, чтобы отказываться от пищи.

И вскоре мужчины с Теночем во главе вкусили от плоти ягуара и почувствовали, как силы их быстро прибавляются. Теноч же, отведавший сердце зверя, в одну ночь помолодел на десять лет. Женщины в ту ночь не прикоснулись к мясу, смиренно молясь Великой Матери и прося у нее прощения за ужасный грех своих мужей.

На следующее утро скитальцы вновь отправились в путь, и мужчины шагали впереди, позабыв о женах, которые, изголодавшие и вымотанные, плелись сзади. «В том не наша вина, - рассуждали мужчины, - что женщины отказались от пищи. Были бы они чуть умнее – ели бы с нами и сейчас были бы так же сильны и веселы, как мы!»

Но радость их оказалась скоротечной: мясо ягуара ненадолго насытило людей, и к вечеру мужчины опять были голодны – еще сильнее, чем раньше. Стали они жаловаться Теночу и требовать пищи: «Ты наш царь и должен заботиться о нас! В прошлый раз ты нашел способ нас накормить – найди его и сейчас!» Ничего не оставалось Теночу, кроме как подчиниться желанию своих подданных, и вновь искать знака от ворона-божества, ибо именно его тень в прошлый раз привела их к поверженному зверю. Кроме того, Теноч и сам чувствовал ужасный, разрывающий его изнутри голод, какого прежде никогда не испытывал.

И вот на утро увидели они вдалеке кружащего высоко в небе ворона и поспешили к тому месту, которое он приметил. Там на берегу могучей, простирающейся до горизонта реки, лежал еще один поверженный зверь. Телом был он схож с крокодилом, огромным, словно павший вековой дуб, и поэтому никто не усомнился, что перед ними – мертвый небожитель. Как и в первый раз, земля вокруг носила страшные следы битвы, а само тело хищника было исколото рогами и истоптано копытами.

 Вновь мужчины радовались находке, ибо мяса крокодила было довольно, чтобы удалить их голод. А женщины, как и прежде, пытались уговорить своих мужей не трогать тела зверя и не оскорблять его покровителей-богов. Прося разрешить их спор, люди обратились к Теночу, и на этот раз царь не сомневался долго: разрешил разделить тушу крокодила, и сам принял в этом участие, ибо голод его к тому моменту стал невыносим.

И вновь мясо зверя придало мужчинам сил, а Теноч, вкусивший сердце зверя, помолодел на двадцать лет. Однако, и эта трапеза не насытила их надолго – через день мужчины вновь были голодны, да так, что в ярости едва не бросались друг на друга. И Теноч, чей голод был сильнее остальных, снова принялся искать помощи ворона.

К вечеру хитрая птица и вправду вернулась, указав измученным странникам на новый след. Последовав за вороном, к утру набрели они на очередного павшего зверя. То, что издали приняли люди за могучий утес, оказалось поверженным быком – служителем самого Солнца. Рога быка сияли золотом и были увенчаны золотой короной, в которой в былые времена могучий зверь поднимал диск солнца на небосвод. Тело зверя был изранено когтями и зубами, и сейчас, истекая кровью, небожитель доживал свои последние часы. И поняли люди, что именно этот бык одержал верх над ягуаром и крокодилом, но и сам был смертельно ранен в бою.

Завидев приближающихся людей и догадавшись об их намерениях, умирающий бык взмолился:

- Не убивай меня, Теноч! Дай дожить до полудня, когда Солнце, мой повелитель, поднимется высоко в небо! Тогда отец заберет меня в свои небесные чертоги, где стану я, как и прежде, носить его трон на своих золотых рогах.

Теноч застыл в нерешительности: два раза вкусил он от плоти небожителей, и более всего на свете хотел бы отведать крови и мяса божественного зверя в третий раз. Однако, зверь тот был еще жив и к тому же молил о помощи.

И тогда заговорила мудрая Тлакотль:

- О, Теноч! Одумайся! Не навлеки на себя гнев богов! Послушай слов золоторогого тельца, отпусти его обратно в чертоги покровителя-Солнца! Быть может, этот зверь пред лицом своего повелителя замолвит слово за наш народ, и тогда боги простят нас и снимут проклятие с нашей земли.

Но лицо Теноча потемнело: слова прекрасной жрицы разгневали его:

- Хоть раз боги были добры к нам?.. Нет! Всю жизнь мы приносили им жертвы и воздавали почести, но они были глухи к нашим молитвам! Хоть раз бог явился к нам сам, чтобы поблагодарить за дары?.. Один лишь ворон, гнусный обманщик, заботится о нас! Так зачем же мне щадить этого тельца теперь? Ради милости Солнца, которое, быть может, после всего даже не соблаговолит взглянуть на нас?.. Нет уж, не собираюсь я ждать милости от божеств – уж лучше я сам позабочусь о своих людях. Ешьте, дети мои, и набирайтесь сил!..

С этими словами Теноч вонзил копье в глаз золоторогого тельца и первым вкусил его крови. И так вкусна, так долгожданна была эта пища, что Теноч и другие мужчины мгновенно захмелели, словно от вина. Наевшись до отвала, они уснули.

Вечером же, проснувшись, Теноч обнаружил, что женщины пропали – все до единой ушли они, ведомые Тлакотль, искать защиты в храме Великой Матери и вымаливать у нее прощения за содеянное мужьями святотатство. Впрочем, печалиться об этом у мужчин не было времени - настолько возбуждены они были от ощущения собственной силы! Каждый из них, насытившись мясом тельца, окреп и помолодел, обретя невиданную силу, подвластную дотоле только небожителям. А Теноч же, отведавший бычьего сердца, стал молод лицом и крепок телом, словно двадцатилетний юноша.

Обрадовавшись этому, решили мужчины продолжить свой путь, следуя за своим царем - и за вороном.

Однако на утро, когда взошло светило, решимость их поугасла: видно, Солнце и вправду прознало о том, что совершил Теноч, и теперь жестоко мстило ему и его людям. Нещадно пекло оно, заставляя людей искать укрытия под ветвями деревьев. В первые дни мужчины так и поступали: пережидали часы полуденной жары в лесу, а ночью продолжали свой путь. Но очень скоро лес впереди них поредел, уступая место безводной пустыне. Ничего не оставалось Теночу, кроме как идти вперед, под лучами безжалостного светила: туда, куда вела его тень ворона.

Долго шагали они, мучимые жаждой и жарой днем, холодом и голодом – ночью, и не было конца пустыне, и не встречалось им на пути ни животного, что могло бы насытить их, ни колодца, из которого путники смогли бы напиться. Один за другим верные подданные Теноча падали и оставались на песке, в предсмертной молитве шепча его имя, ибо каждый из них и в смерти остался верен своему повелителю.

И вот Теноч остался один: все его люди умерли от жары и жажды, и отныне лишь жестокое Солнце да безмолвная тень ворона на песке сопровождали царя в его путешествии.

Долго шагал Теноч, и однажды ночью ворон встретил его, дожидаясь на гребне одного из барханов.

- Давненько мы не виделись, славный царь, - проговорила хитрая птица, - Но где же твои подданные? Неужто ты солгал мне, Теноч, когда сказал, что никогда не оставлял свой народ?..

- Я сказал тебе правду, ворон, - отвечал Теноч, - Я не предавал своих людей.

- Так ли это?.. Тогда, почему мужи твои мертвы? Почему жены в страхе покинули тебя? Почему ты здесь в одиночестве, а не со своим народом?..

- В том виновато твоем проклятие, ворон. Твоя злая воля прогнала нас с насиженных земель и заставила скитаться по свету. Ты один повинен в гибели моих людей.

Ворон расхохотался:

- Ты верно сказал, Теноч, однако не один я тому причина! Ибо сами боги разгневались на тебя, за то, что в гордыне своей почитал себя превыше их воли. За то, что люди чтили тебя больше, чем самих богов. Однако, срок твоего проклятия истекает и сегодня я отпускаю тебя. Иди домой и правь землей своей, как правил прежде.

- Не много чести править пустым королевством, - проговорил Теноч, - Твое прощение мне не нужно, ворон. Хочу я лишь одного: убить тебя и насытиться твоей кровью.

И, не успел ворон опомниться, как Теноч пронзил его своим копьем, и выпил его кровь, и съел мясо и кости его – все до единой. К вечеру же стал Теноч сам подобен ворону, и смог лететь над землей и слышать голоса небожителей. Отныне стал он зваться Корвусом-вороном и стал он царствовать во тьме и над полями битв вместо убитого им бога.

Первым делом полетел он обратно в свое королевство, чтобы проверить слова, сказанные вороном. И вправду: земли его были вновь зелены и чисты, в лесах плодилось зверье, а в реках – рыба, и лишь людской город был пуст, ожидая, когда скитальцы вернуться обратно в свои дома. Тогда Корвус решил отправиться в храм Богини Матери и рассказать женщинам, что город их вновь свободен от скверны, и убедить их вернуться.

Так он и поступил.

Но когда прилетел Корвус к храму, желая сообщить женщинам радостную весть, он обнаружил, что женщины отнюдь не так несчастны в изгнании, как он себе представлял! Жили они подобно жрицам при храме богини, окруженные заботой и почетом, а верховная жрица Тлакотль в награду за верность и мудрость была призвана Матерью в ряды своих приближенных. Кроме того, внимания прекрасной Тлакотль добивался Оллин, вспыльчивый бог раздора, обещавшийся взять деву в жены.

Корвус предстал перед троном Матери и попросил богиню отпустить женщин обратно в свои дома. Мать ответила:

- Я не держу своих дочерей: коли они захотят следовать за тобой – пусть так и будет.

Тлакотль же произнесла:

- От лица моих сестер, я говорю тебе, проклятый царь: мы отказались идти за тобой, когда ты был Теночем, не пойдем и теперь, когда зовешься Корвусом. Нечего делать нам на родных землях, когда мужья наши сгинули: уж лучше останемся здесь, смиренно молить богов о прощении. Уходи, Корвус, и больше не оскверняй храм Матери своим черным одеянием!

Корвус ушел, затаив обиду, и вскоре измыслил он хитрый план, чтобы отомстить Тлакотль. Явился он к Оллину, возлюбленному Тлакотль, и рассказал ему о том, как один из богов насмехался над ним. Конечно же, было то выдумкой, однако, вспыльчивый Оллин сразу поверил словам Корвуса и вызвал обидчика на поединок. Оба божества пали в бою (не без помощи ворона), а хитрый Корвус, отведав мяса павших богов, принял обличие Оллина и явился к Тлакотль.

Соблазнив высокомерную жрицу, он овладел ею, и ушел прежде, чем утренние лучи солнца изобличили его обман. Тлакотль же осталась в неведении, и благоговейно вынашивала ребенка, считая, что носит во чреве дитя божества - Оллина.

Однако, едва появились на свет трое близнецов, все встало на свои места. Никто бы не усомнился в том, что принадлежат те дети отнюдь не Оллину, а проклятому Корвусу. Были дети телом и повадками схожи со зверьми: быком, ягуаром и крокодилом, и названы были в их честь – Таурус, Онза и Кайман. Несчастная Тлакотль, напуганная видом своих отпрысков, бежала прочь, и сгинула, не выдержав позора.

Трое же отпрысков Корвуса были взращены при храме Матери, и после дали начало собственным семьям. Их дети были наделены великой силой, и пользовались покровительством как Корвуса, так и самой Богини Матери. Позже род их разросся, однако, и по сей день каждый из потомков Корвуса носит проклятие Солнца: именно поэтому сила их слабеет днем и многократно возрастает ночью.

Корвус же так и остался среди богов, снискав славу хитрого и жестокого божества. В своих путешествиях ни раз ему приходилось встречаться с Отцом-Волком и даже сражаться плечом к плечу. Однако, это уже совсем другая история…

 

Комментарий к древней легенде. Написан от руки и не имеет подписи.

 

Немногие колдуны в наши дни вспоминают о Корвусе, хотя след древнего божества отчетливо виден и на страницах новой истории.

Ярчайший пример – Гильдия, политическое объединение колдунов Дома Крови.

При организации политической структуры Дома было решено создать некое подобие вассалитета: каждая из рас выбирала своего лидера, который говорил в Совете от имени всей расы. Однако, стройная система дала трещину, когда выяснилось, что одна из рас – а именно, колдуны – не имеет ни фактического лидера, ни каких-либо крупных объединений, ни даже хоть сколько-нибудь уважаемых семей. Одиночки и анархисты по своей натуре, колдуны не привыкли подчиняться кому-либо, считая, что невысказанного уважения к Принцу вполне достаточно, чтобы быть принятыми за полноценную общественную единицу.

Если выражаться точнее… процентам восьмидесяти от всех колдунов, было просто плевать на свое общественное положение. Однако, нашлись и те, кто решил не упускать своего шанса оказаться в Совете и, как следствие – получить власть в Доме. Именно на этой основе была создана Гильдия: первое «профессиональное» объединение колдунов.

 Стремясь сплотить неуживчивую колдунскую братию, лидеры Гильдии явно действовали не по доброй воле, а выполняя «политзаказ». Принцу нужна была видимость объединения и некой общественной организации – Гильдия дала ему то, что он хотел. Лидеры Гильдии создали видимость централизованной власти, взамен получив статус официального объединения со всеми вытекающими отсюда последствиями… однако, мнение глав Гильдии – это отнюдь не мнение многочисленного, разрозненного общества колдунов. Богатая на ссоры и междоусобицы история расы колдунов показала, что детей ворона бесполезно сплачивать в принципе. Они не способны жить и работать «в команде» - там, где собираются колдуны количеством больше одного, как правило, неминуемо возникает конфликт.

До сих пор не ясно, о чем Гильдия думала, учреждая символ для своего сомнительного объединения.  Величайшая насмешка нашего века: с герба Гильдии, членов которых сами колдуны презрительно именуют «прихлебалами Дворца», глядит Корвус – жестокий бог, поправший власть небожителей, собственной хитростью и коварством завоевавший себе место в пантеоне божеств.

В тоже время, культы, поклоняющиеся истинному ворону, с их кровавыми жертвоприношениями и каннибалистическими ритуалами, официально запрещены в Городе. Так же и Кайман, самый жестокий из сыновей Корвуса, ныне является «персоной нон грата».

Причина как всегда лежит в истоках древнего мифа. Трое сыновей – три базовых направления в колдунской магии, дали основу собственным принципиальным культам. В доимперские времена колдуны нередко отдавали предпочтение одному из сыновей, исходя из собственных способностей и рода деятельности. Так, например, последователи Тауруса находили свое место на полях сражений: прямолинейные, яростные, упорные, они не раз изменяли ход сражения в свою пользу. Сохранились записи о «могущественных ведунах с бычьими головами (скорее всего, имеются в виду шлемы)», которые проповедовали собственный воинский кодекс и присоединялись к армиям не ради материальных благ, а ради удовлетворения собственной жажды крови.

Последователи Онзы – скрытные, изворотливые, мстительные. Служителей Онзы среди колдунов всегда было подавляющее большинство, особенно в имперские времена, когда колдуны вынуждены были скрываться, вести жизнь отшельников, воров, реже - наемников.

Что касается Каймана, то его культ основан на трех «столпах» - смерть, боль и переход в загробный мир. Через страдание, жертвоприношения, некромантские обряды, последователи Каймана искали путь к возрождению и вечной жизни. Они существовали всегда – за пределом цивилизованного мира, за границей самой расы, словно отвергнутые самими своими родичами.

В то время как дети Корвуса были забыты уже во время расцвета Империи, культ Ворона обрел свою славу во время Войны. В пучине сражений никто не следил за соблюдением моральных кодексов, и вороны пировали, поедая сердца павших. Целью культистов было желание пройти пусть царя Теноча, преобразившись за счет чужой силы. Но колдунов, отмеченных знаком бога-ворона, во все времена было немного. Их можно назвать исключением. Пророки, ученые, ведуны, они находили свое место у трона великих правителей. Поговаривают, что даже в правлении Имперцев скрытно находился один из воронов. Колдун-ворон - это негласный лидер всей расы, исключительный случай, когда неуживчивые и вспыльчивые колдуны преклоняются пред чьим-то авторитетом. Со времен Войны не было ни одного упоминания о колдунах-воронах.

 

 

Примечания:

Теноч – имя означает, вероятно, сочетание слов «камень» и «кактус». Оно указывает на стойкость и непоколебимость вождя – в равной степени, как и на его твердолобость.

Тлакотль – «ивовый прут». Классическое сочетание черт, присущее всем женщинам колдунов. Гибкие, покладистые, и в тоже время – верные своим решениям, последовательные. Если верить легенде, то именно это их качество – беспрекословная верность существующим устоям – помешали женщинам-колдуньям обрести Дар. И поныне магия – привилегия одних лишь мужчин, девочки в родах колдунов всегда лишены магического дара.

Таурус, Онза и Кайман – соответственно, Бык, Ягуар и Крокодил.

Бык – солярный, огненный символ, атрибут воинов. Мощь, власть, плодовитость и чрезмерное упорство – традиционные атрибуты царственного мужского начала.

Ягуар – темный дух, противостоящий солнцу. Непредсказуемый, капризный, символ войны и раздора. Существует легенда, что души сильнейших из колдунов воплощаются в обличие ягуара: как правило, для мести.

Крокодил – молчаливый пожиратель, символ перерождения: переход через смерть и страдания к новой жизни. Крокодил с открытой пастью означает движение против течения, освобождение от ограничений мира.

Дружба Корвуса и Отца-Волка – естественно, ни о какой дружбе в человеческом ее понимании речи не идет. Спутники войны и разрушения, волк и ворон, часто объединяли свои усилия, чтобы насолить другим богам, либо поучаствовать в людских междоусобицах. Впрочем, существует множество фольклорных произведений, где Корвус и Отец-Волк предстают в бытовом, почти комическом изложении – как скажем, песня о том, как волк и ворон, под личинами смертных явились в обычный деревенский кабак. Там они случайно подслушали бахвальство деревенского пастуха, обещавшего стать королем, чтобы понравиться дочке старосты. Благодаря хитрости божеств, недалекий пастух и вправду смог сесть на трон и даже успешно выиграть несколько войн, став впоследствии жестоким и глупым тираном.

Богиня Мать – предстает в легенде, как созерцательная сила. Ткачиха судьбы, она действует исключительно исходя из своего предвидения будущего. Таким образом, она с одинаковым усердием могла способствовать и хорошим, и дурным начинаниям. Все ее поступки обоснованы некими высшими, непонятными смертным, мотивами.


Категория: История | Добавил: Джейден (22.04.2010)
Просмотров: 1836 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2 |

Всего комментариев: 1
1 Немо  
0
Превосходная статья. =) Хотелось бы когда-нибудь увидеть и историю ведьм. happy

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]